« Где же БОГ»
Часть I
Где же Бог и есть ли Он вообще? На протяжении всей истории человечества люди не перестают задавать себе и другим этот самый важный в жизни вопрос. Если Бога нет, то какой во всем, что нас окружает, смысл – смысл самой жизни. Зачем тогда все это? А если Бог есть, то какой Он, где Он, для чего Он сотворил нас и весь этот многообразный мир, для какой цели? Как Он к нам относится, чего требует, что осуждает? Откуда мы пришли в этот мир, для чего и куда дальше уходим? Что будет с нашей землей?
Современный мыслящий человек (к сожалению, таковых не очень много) осознает неполноту своей жизни. Порой в отчаянных поисках истинных ценностей он обращается к источникам, которые так и не дают ему ни душевного мира, ни чувства радости. Даже достигая власти, богатства и славы, человек не может найти смысла и цели своего существования. С самых древних времен, известных человеку, существовали различные мыслители, философы, религиозные деятели, которые и по сей день пытаются найти ответы на эти вопросы для себя и пролить свет в человеческую среду, интересующуюся историей и судьбой мира. От самых древних времен до наших дней перед человеком проходит целый ряд религиозных систем: религия древнего Египта, Ассирии, Вавилонии, Персии, Греции, Рима, религия Зороастра, Буддизм, Шинтоизм, Теософия и многие другие. Каждая из них предлагает человечеству ответы на эти вопросы по-своему. Но, к великому сожалению, ни в одном из этих ответов мы не находим ничего ясного и положительного, что могло бы в полной мере удовлетворить человеческий разум и душу. Все эти религиозные ответы окутаны туманом мистицизма, в котором просто немыслимо разобраться. Потому что все религии являются человеческой попыткой найти Бога. Их объединяет одно: они до сих пор блуждают во мраке, так как не нашли Его. Дело в том, что Бог является непостижимым Богом. «Бога никто никогда не видел и видеть не может». Пророк Исаия, когда понял это, то воскликнул от всего сердца: «Господи, мы не можем постичь Тебя. О, если бы Ты расторг небеса и сошел!» И Бог услышал этот отчаянный вопль. Он расторг эту непроницаемую завесу и пришел к нам в образе Иисуса Христа. И ответил на все животрепещущие вопросы. Сегодня все, что мы знаем о Боге, о человеке, о смысле жизни, об этом мире, о его прошлом, настоящем и будущем, знаем благодаря Иисусу Христу. Без Него человек так бы и оставался блуждать во мраке без всякой надежды на что-то лучшее.
Уже два тысячелетия человечество имеет многочисленные свидетельства истинных христиан, уже обретших покой, уверенность и радость в Иисусе Христе и подтверждающих словом и делом, что поиски смысла жизни завершаются обретением единственной спасающей Божьей веры. Удивительно то, что, несмотря на неоспоримые свидетельства об истинной вере в Бога, подавляющее большинство людей, тем не менее, ничего не предпринимают в данном направлении и тщетно продолжают свои поиски в кромешной тьме. Господь Иисус Христос продолжает быть для них соблазном и безумием, назарянином, галилеянином – кем угодно, только не Богом, пришедшим во плоти для откровения Себя людям и для их спасения. Человечество утверждает: «Вера только в Иисуса Христа – это же чистый фанатизм. Ведь безразлично, какую религию исповедовать. Все они, так или иначе, приводят к Богу. Главное – иметь благоговение к Нему и стремиться к добру». Знаменитый немецкий писатель, мыслитель и естествоиспытатель Иоганн Вольфганг Гёте, автор известной трагедии «Фауст», говорил: «Главное – это чувства. Имя – лишь звук и дым»... Другими словами, говорим ли мы Аллах, Будда, судьба или Высший Разум – безразлично. Главное, чтобы мы имели веру вообще. Неважно какую. Даже если взять Иисуса Христа, не говорил ли Он Сам: «В доме Отца Моего обителей много»? Так что там всем хватит места. Это страшное и гибельное в своей сути заблуждение! Воистину, как написано в Библии «... и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели». А главная причина такого положения — в неверных представлениях людей о Боге, человеческой сущности, грехе, суде, аде, вере, жизни, смерти и спасении. Для чего все же человек живет на земле? Неужели для того, чтобы есть, пить, бороться, страдать и потом умереть, смешаться с землей и превратиться в удобрение? Так не лучше ли поскорее застрелиться, чтобы прервать это бессмысленное существование? Ежегодно почти 70 миллионов людей на нашей планете уходят в «мир иной», в подавляющем большинстве своем так и не обретя смысла жизни.
Животным не нужно задумываться над смыслом жизни. Этим человек и отличается от животного. Но странно то, что существует огромное число людей, которые живут и в конце концов умирают, ни разу не спросив себя: «А для чего я, собственно говоря, живу?» И по сути они ничем не отличаются от животных. Что же делает человека человеком? Ответы мы находим только в Слове Истинного Бога, Библии. Религиозные системы имеют свои авторитеты, наука имеет свои опыты, наблюдения, вычисления, на чем и основывает свои выводы. Но на чем основана Библия, каков ее авторитет, чтобы человек мог принять этот ответ, как единственно верный. Библия не является, как считают многие, историей еврейского народа, учебником иудейской религии или религии христиан. Она не является так же и сборником моральных законов.
Библия, или по-другому Священное Писание, есть не что иное, как живое Слово Вечного и Истинного Бога. Она является исчерпывающим ответом Творца на вопрос Его творения, кем и является человек, созданный по образу Божию. Библия на протяжении многих веков занимает величайшее место в духовной жизни человека, освещая и обогревая умственную и духовную жизнь людей.
Народ Израильский был первым, среди которого Божественный свет стал проникать на землю. Этот народ был носителем Божиих откровений и обетований и в продолжение многих веков стоял и стоит на высоком уровне среди жителей земли. Причина тому не в особенных природных дарованиях этого народа, но в том свете, который проникал к ним через Слово Вечного Бога. Как свидетельствуют неопровержимые факты, встречаемые на земле на протяжении многих веков среди всех стран и народов, в отдельно взятом человеке, в семье и даже у целых народов, там, где свет Библии никогда не угасает, где живут под ее руководством — царят истинные радость, свобода, культура и прогресс. Там же, где Библия, Истинное Божье Слово пренебрегается или отвергается, наблюдается духовный и культурный мрак, моральное разложение, низведение человека на уровень животного.
Название «Библия» происходит от греческого слова «библос», что значит «книга». Иногда употреблялось название «библиотека» или по отцу Церкви Иерониму, «Дивина библиотека», что значит «Собрание Божественных книг». Это происходит потому, что Библия не является одной книгой, а состоит из 66 вдохновленных Самим Богом книг. Они были написаны на протяжении 1600 лет, приблизительно 40 различными составителями, которые жили в разные исторические эпохи, происходили из разных социальных слоев общества. Среди них есть цари: Давид и Соломон; ученые и врачи: Исаия и Лука; богословы: Ездра и Павел; высшие государственные деятели: Моисей, Даниил, Неемия; пастухи и рыбаки: Амос и Петр; музыканты Асаф и сыны Кореевы; пророки: Иезекиль, Иоиль, даже царского происхождения — Софония и другие. Библия состоит из двух Заветов: Ветхого (39 книг), написанного на древнееврейском языке — иврите (иврит был классическим языком в Палестине), отдельные части книг Ездры, Неемии и Даниила — на арамейском (арамейский язык представляет собой позднейший диалект, народный говор, общий разговорный язык евреев на Востоке), и Нового (27 книг), написанного на древнегреческом языке, занимавшем в то время главенствующее место в мире. Дошедшее до нас собрание писаний Ветхого и Нового Заветов называется каноническим. На церковном языке «канон» означает правило или мерило. Таким образом, канон представляет собой совокупность библейских книг, доказанных с течением времени как священные и вдохновленные Богом писания, в противоположность многочисленным «апокрифам» (греческое слово, означающее «скрытые, зашифрованные книги»). Название «канон» применялось вначале только к писаниям Нового Завета. Однако понятие священного, божественно вдохновленного собрания библейских книг существовало уже в древности: скрижали завета и писания Моисея. Собирание и проверка писаний Ветхого Завета длилось сотни лет и было закончено Ездрой. Наш канон в его теперешнем виде был окончательно санкционирован в четвертом столетии от Р.Х. Наименование «Завет» было впервые применено отцом Церкви Тертулианом по отношению к обеим частям Библии в смысле «Союза». При этом он исходил из той мысли, что Ветхий Завет указывает на заключенный Богом через Моисея с Израилем (Исх. 19:5), а Новый Завет — на заключенный Христом со своей Церковью (Матф. 26:28; 1-е Кор. 11:25) союз.
Наше теперешнее разделение на главы в Новом Завете было сделано английским архиепископом Стефаном Лангтоном в Кембридже (1205 г.), а разделение на стихи — парижским печатником Робертом Стефанусом (1551 г.). На сегодняшний день имеется много переводов Нового Завета на русский язык, но Синодальный перевод был и остается наиболее надежным переводом Библии.
Весь Ветхий Завет в действительности выражает центральную мысль: «Иисус грядет!», а Новый Завет другую мысль: «Иисус пришел!» Итак, в Библии 66 канонических книг, и все они расположены не по хронологии написания, а по качественным признакам.
Ветхий Завет — 39 книг:
5 книг Закона (по-еврейски Тора): от Бытия до Второзакония;
12 исторических книг: от Иисуса Навина до Есфирь;
5 поэтических или поучительных книг: от Иова до Песни Песней;
17 пророческих книг: от Исаии до Малахии;
Новый Завет — 27 книг:
4 Евангелия: Матфея, Марка, Луки и Иоанна;
1 книга историческая: Деяния Апостолов;
21 Соборное Послание Апостолов Церквам;
1 пророческая книга: Откровение или Апокалипсис,
Всего в Библии 1189 глав. Из них 929 относится к Ветхому Завету и 260 — к Новому.
1. Ветхий Завет
В 39 книгах Ветхого Завета говорится о том, что Бог готовит спасение и обещает приход на землю Спасителя. Эта подготовка начинается с третьей главы книги Бытие и проходит через всю родословную от Адама, через Сифа и Ноя, до Авраама. С Авраама начинается непосредственная подготовка к спасению. От одного-единственного человека Бог производит целый народ, Израиль, который становится носителем обетований спасения.
Под предводительством Моисея этот народ выходит из Египта и позднее, под предводительством Иисуса Навина, захватывает обетованную землю спасения.
Через Закон и Завет на Синае Израиль становится народом Божиим и должен отныне во славу Божию и во свидетельство всем народам земли жить в святости. В Израиле не должно быть идолослужения, как у прочих народов, так как оно является служением дьяволу. Совершенно недопустимо было, чтобы Спаситель, Сын Божий пришел в страну к народу, который погряз в идолослужении. Подготовка спасения и состояла в том, что Израиль, как святой народ, должен был жить обособленно от всех, ожидая обещанного Мессию.
Бог избрал место на земле и народ Израильский ради Иисуса Христа, ибо «спасение от Иудеев». Но сам по себе народ Израильский спасением не является. Спасение из Израиля как земли и народа исходит потому, что оно является в личности Господа и Спасителя Иисуса Христа. Далее Библия повествует, в каком историческом контексте это все происходило. Это история взлетов и падений как отдельного человека, так и целого народа в отношениях с Богом. В Ветхом Завете Бог хотел сказать людям нечто очень важное, раз отвел ему целых 929 глав. Воскреснув из мертвых, Иисус Христос упрекает своих учеников в плохом знании Писания: «О, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою?» И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании. Начиная с книги Бытие, Он подробно толковал места из Писания и объяснял, что в них говорилось о Нем. Затем Он сказал апостолам: «Разве вы не помните, о чем Я говорил вам? Надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках, и псалмах». «И отверз им ум к уразумению Писаний». И поняв, что Ветхий Завет показывает Иисуса Христа как Спасителя и Искупителя мира, апостолы открыли для себя Писание. Итак, Ветхий Завет говорит: Мессия грядет, а вместе с Ним спасение и искупление мира!
2. Новый Завет
Все 27 книг Нового Завета сосредоточены на Личности Иисуса Христа и на создании и становлении Церкви. Четыре Евангелия говорят о рождении, жизни, смерти, Воскресении и Вознесении Иисуса Христа. Матфей, Марк, Лука и Иоанн свидетельствуют, что Спаситель был на земле и совершил спасение и искупление. Каждый из четырех авторов рассматривает величайшее и важнейшее событие в истории — Пришествие Богочеловека Иисуса Христа — с определенной точки зрения. Матфей рассматривает Его приход на землю через призму Его Царства; Марк — через призму Его служения; Лука — через призму Его человечности, а Иоанн — через призму Его Божественности. И еще здесь важно отметить следующее. Если мы обратим внимание, сколько места отведено в Библии описанию тех или иных событий, мы сможем правильно понять истинное назначение Библии. Всего в Библии 1189 глав и только в первых 11 описывается история Вселенной, Земли, история мужчины, женщины, грехопадение, история цивилизации с потопом, строительством Вавилонской башни, появлением языков и рассеянием народов. И как только рассказ доходит до Авраама, то, начиная с 12 главы книги Бытие и до 22 главы последней книги Библии Откровения, что составляет 1178 глав, описывается история жизни Авраама и его потомков вплоть до Иисуса Христа. Потому что цель Библии — рассказать людям о подготовке спасения, о факте спасения и завершении спасения. Поэтому так быстро рассказ доходит до Авраама, а следующие 1178 глав о самом главном.
Возьмем теперь четыре жизнеописания Иисуса Христа, приведенные в Новом Завете в Евангелиях от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. В них 89 глав. И только в четырех из них описываются рождение и первые 30 лет жизни Иисуса. В остальных 85 главах описываются последние три года из Его земной жизни. А в 27 главах из 85 описывается только последняя неделя жизни Спасителя. Так какая же часть Его земной жизни наиболее важна для авторов Евангелий? Ответ очевиден. Главная цель Евангелий — Иисус, Спаситель мира пришел. И пришел, чтобы прожить эту последнюю неделю, страстную. Его страдания и смерть на кресте Голгофы и Его славное Воскресение образуют непоколебимый фундамент вечного спасения. Итак, четыре Евангелия указывают нам на основание и на факт спасения во Христе. Господь Иисус Христос — единственная основа. Он есть фундамент во времени и в вечности.
Книга Деяний Апостолов, насчитывающая 28 глав, повествует о воздействии жизни, смерти и Воскресения Господа и Спасителя Иисуса Христа — от Его Вознесения к последующему сошествию Святого Духа и рождению Церкви, а также о первых годах проповеди Евангелия Апостолами и их помощниками. Деяния повествуют о том, как совершенное Христом спасение распространяется в силе Духа Святого даже до края земли, о становлении церквей и о том, как победоносная весть о Распятом и Воскресшем охватила сердца людей в Иерусалиме, Иудее и Самарии. Не прошло и 100 лет, как Евангелие наполнило всю Римскую империю. Северная Африка, Малая Азия, Персия, Сирия, Судан и Египет были на протяжении столетий христианскими странами. Весь тогдашний мир был наполнен учением о Христе. И распространение совершенного спасения Бог доверил людям, которые верою обрели это спасение. И это миссионерское поручение будет осуществляться, доколе Он придет.
21 послание Нового Завета адресовано церквам и отдельным верующим, чтобы объяснить важность Личности и жертвы Иисуса Христа и значение этого для их жизни и свидетельства. В то время как четыре Евангелия сообщают нам, что Христос был распят, Послания объясняют, почему это случилось. Одновременно они открывают верующим их принадлежность ко Христу. Как отдельные верующие, мы члены Его тела, как Церковь — Его тело. Особенно в Посланиях открывается тайна, призвание — то, каким образом святость во Христе должна найти отражение в искупленных через личную веру, как верующий может одерживать победу над живущим еще внутри грехом и то, как Христос должен расти в сердцах Своих детей и обретать в них Свой образ. Поэтому глубокое значение спасения во Христе человек может постичь только при принятии верою этого спасения. И регулярное и интенсивное исследование Писания является необходимым условием для того, чтобы все более и более познавать и постигать сущность спасения Божьего.
Последняя, одновременно и единственная пророческая книга Нового Завета — Откровение Иоанна Богослова насчитывает 22 главы. Она начинается с описания века Церкви и завершается возвращением Христа для установления Своего земного Царства, совершения суда над безбожниками (Великая скорбь и Армагеддон) и благословения верующих. После Тысячелетнего Царства совершится последний суд (Суд у Великого Белого престола), который положит начало вечности. Тот же Самый Господь, Который еще сегодня является нашим Спасителем и Искупителем, предстает теперь как Судья карающий. Все люди, которые во время своей жизни отвергли спасение во Христе, будут тогда осуждены навеки. А все спасенные верующие войдут в уготованную для них вечную славу, «в новое небо и на новую землю».
Таким образом, два Завета, Ветхий и Новый, следуют от начала творения до его конца — от вечности в прошлом до вечности в будущем. Библия открывает всю полноту Божьего спасения:
1. Весь Ветхий Завет — подготовка спасения;
2. Евангелие — факт спасения;
3. Деяния Апостолов — распространение спасения;
4. Новозаветные Послания — значение спасения;
5. Откровение — завершение спасения.
Но Священное Писание — это еще и Божье откровение Его Личности. В Библии Он представлен как полновластный Бог Вселенной, Который решил сотворить человека и явить Себя ему. И в этом откровении изложены Его требования абсолютной святости. От Адама и Евы до каждого человека, жившего до и после появления закона Моисея, эти требования праведности остаются неизменными и поддерживаются до последней страницы Нового Завета. Их нарушение ведет к суду — временному и вечному.
Чтобы понять Библию, необходимо охватить течение истории от начала до конца. Также очень важно ориентироваться на объединяющую тему Священного Писания. Вот эта постоянная тема, раскрывающаяся во всей Библии: Бог для Своей славы решил создать и собрать группу людей (Церковь) для Своего вечного Царства, чтобы они прославляли, почитали Его и служили Ему во веки. На этих избранных спасенных людях Он явит Свою мудрость, могущество, милость и славу. Чтобы собрать Своих избранных, Бог должен искупить их от греха. Библия раскрывает Божий план искупления от его начала в вечности прошлого до завершения в вечности будущего. Заветы, обетования и эпохи второстепенны по отношению к всеобъемлющему плану искупления.
Существует только один Бог. У Библии — один Создатель. Библия — это единая книга. В ней записан один план благодати, изложенный от начала до конца. От избрания человека Богом до его прославления Библия — это повествование о спасении Богом Своего избранного народа для похвалы Своей славы.
Церковь евангельских христиан «Спасение»
г. Москва, Редакция христианских телерадиопрограмм «Глагол»
Август 2009 года