«И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому,
Дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.
Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.
Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него.
Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия».
(Евангелие от Иоанна. Глава 3, стихи 14-18).
В Ветхом Завете нет лучшего образа нашего Искупителя Иисуса Христа, потому что Сам Господь привел это место Писания, чтобы рассказать Никодиму о благодати Божией, о Его пути милосердия и жизни.
Люди воспротивились Господу: «И стал малодушествовать народ на пути. И говорил народ против Бога и против Моисея...»
Вместо того чтобы идти в Ханаан, они стали отдаляться от него. Это был их собственный выбор, который они сделали в Кадес-Варни. Они должны и могли войти в землю молока и меда, но их неверие отвратило от Бога, Который их вел туда. И они не могли войти в Обетованную землю. «Итак, видим, что они не могли войти за неверие» (Евреям 3:19).
Наши человеческие скитания по земной «пустыне» – результат личного выбора. В Адаме человек выбрал путь неверия Богу. Решил стать хозяином самому себе и своей жизни. Все жизненные вопросы решать самостоятельно, что в конечном счете и привело его потомков к смерти.
Апостол Павел в 1-м Послании к Коринфянам, в 10 гл. 9 ст. пишет, что они искушали Христа: «Не станем искушать Христа, как некоторые из них искушали и погибли от змей». Они роптали против пророка и вождя Моисея, которого поставил Бог. Что бы Господь ни делал через Моисея, все вызывало у них недовольство. Они постоянно были против Бога, Его Слова, Его служителей и Его Пути.
Теперешнее поколение не лучше. Вместо того чтобы признать, что все бесчисленные беды, зло, беззаконие, несправедливость, ложь, страдания и т.п. происходят по собственной вине людей вследствие их личного выбора и что суд Божий справедлив, они и до сего времени продолжают роптать против Бога, Его пути, Его Слова и Его служителей. Стремление идти по этой жизни собственным путем принесло человеку, мягко говоря, одни неприятности. Пророк Исаия в 53 гл. 6 ст. говорит: «Все... совратились каждый на свою дорогу...», 55 гл. 8 ст.: «Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои, говорит Господь». И не смотря на это, люди продолжают отвергать Бога и жить по своему усмотрению.
Им (народу Израильскому) опротивело буквально все: и путь, и закон, и Моисей, и манна (этот чудный небесный хлеб), и вода из скалы. Какое страшное заявление! Потому что скала – это Сам Христос, а манна – Божий дар жизни.
Сегодня на земле почти не осталось людей, для которых Христос – это хлеб и вода жизни. Как во время своего земного служения, так и в теперешнее время, Он вынужден с горечью сказать: «Но вы не хотите прийти ко Мне, чтобы иметь жизнь» (Иоанна 5:40). Подобно древним израильтянам, евреям времен Христа, человек по-прежнему не позволяет Ему царствовать над собой и не находит радости и удовлетворения в предложенном Господом пути.
Из-за этого мятежа Господь осудил их на смерть. «И послал Господь на народ ядовитых змеев, которые жалили народ, и умерло множество народа из сынов Израилевых» (Числа 21:6). Наш грех разлучил нас с Богом. Яд греха остался в каждом сыне Адама, возмездием за него. И поэтому для Бога в Адаме все мертвы. Человек не в силах самостоятельно изготовить противоядие в пустыне, как и средство от вины и осуждения за грех. Духовная смерть в каждом человеке, физическая – рядом, вечная – ожидает.
Люди стали умолять Моисея о заступничестве перед Богом. «И пришел народ к Моисею и сказал: согрешили мы, что говорили против Господа и против тебя; помолись Господу, чтоб Он удалил от нас змеев» (Числа 21:7). Потому что только великая милость Божия могла их спасти. Благодать заключается в том, что Бог дарует нам то, чего мы вообще не заслуживаем, а Милость Его – в том, что Он не воздает нам по нашим делам.
«И сказал Господь Моисею: сделай себе змея и выставь его на знамя, и всякий ужаленный, взглянув на него, останется жив. И сделал Моисей медного змея, и выставил его на знамя, и когда змей ужалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив» (Числа 21:8,9). Медный змей был сделан по образу и подобию ядовитых змей. Так и наш Господь Иисус Христос был подобен нам. И был причислен к преступникам.
Но у медного змея не было яда, как и у Христа не было грехов. Медный змей был выставлен на знамени. И наш Господь – Единственный Спаситель и Искупитель – был выставлен на Крест, как наш заместитель.
От людей требовалось только взглянуть на него. Бог дал нам совершеннейшее средство для спасения. Поверь Его Слову, взирай на Него и живи! Независимо от степени серьезности твоего положения: Поверь – Смотри – Живи.
Благодать Божия – не для определенной касты добропорядочных людей, а для грешников, для тех, кто провинился. Потому что Христос – Спаситель грешников. Евангелие от Матфея гл. 8, ст. 10-13: «И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его. Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками? Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные, Пойдите, научитесь, что значит: «милости хочу, а не жертвы»? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию». Послание к Римлянам гл. 5, ст. 6-8: «Ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых. Ибо едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть. Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками».
Милость Божия предназначена для тех, кто не в состоянии помочь себе сам. Нет такого Евангелия для притворяющихся грешников, лжехристиан и лжеучителей. Благая Весть – для заблудших, как и змей Моисея – для укушенных израильтян, во спасение.
В последующие века израильтяне оставили медного змея себе и сохраняли его, как святыню, и называли его Нехуштан («медный кусок») и долгое время поклонялись ему, пока благочестивый царь Езекия не уничтожил его, назвав его простым куском меди. 4-я книга Царств гл. 18, ст. 1-4: «В третий год Осии, сына Илы, царя Израильского, воцарился Езекия, сын Ахаза, царя Иудейского. Двадцати пяти лет был он, когда воцарился, и двадцать девять лет царствовал в Иерусалиме; имя матери его — Ави, дочь Захарии. И делал он угодное в очах Господних во всем так, как делал Давид, отец его; Он отменил высоты, разбил статуи, срубил дубраву и истребил медного змея, которого сделал Моисей, потому что до самых тех дней сыны Израилевы кадили ему и называли его Нехуштан».
А разве сегодня люди не похожи на тех израильтян, которые поклоняются не Вечному, Живому, Святому и Истинному Богу, а «святой земле», каменной гробнице, где был похоронен Христос, орудию казни, которым является крест? А ведь это не что иное, как простой кусок земли, кусок камня и кусок дерева. И поклонение им является тяжелейшим грехом пред Богом. Это есть идолопоклонство. Ведь Сам Господь говорит в Священном Писании: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (Матфея 4:10). Потому что спасает только лично Христос. По вере в Него. И только грешников.