« НАБЛЮДАЙ МИЛОСТЬ И СУД »
«Обратись и ты к Богу твоему; наблюдай милость и суд и уповай на Бога твоего всегда» (Осия 12:6).
Чтобы лучше понять это место, обратимся к Книге Бытие 19 гл. 16 ст.
«И как он медлил, то мужи те, по милости к нему Господней, взяли за руку его и жену его, и двух дочерей его, и вывели его и поставили его вне города».
Лот – племянник Авраама. Вместе с ним он вышел из Ура Халдейского и пришел в Ханаан. Но со временем эта земля стала «не поместительной» для них. Большое имущество стало причиной распри между пастухами Авраама и Лота. А действительно ли было тесно Лоту и Аврааму в Ханаане? Может быть, причину того, что Лот спокойно ушел от своего дяди, следует искать в другом? На самом деле Лот все более и более (внутренне) отходил от Авраама. И хотя он ясно видел всю преданность Авраама Богу и не мог его ни в чем упрекнуть, у Лота, тем не менее, появилось чувство неприязни, отчуждения, а отсюда – сильное желание разойтись, чтобы уже никогда больше не встречаться.
Святая жизнь редко вызывает у близких чувство восторга и уважения. Обычно люди испытывают по отношению к ней неприязнь, потому что они не знают ее истинной цены и не видят ее подлинной красоты. Подобное чувство мог испытывать и Лот. Его все более влекли к себе плодородные Иорданские долины. И не случайно враг душ человеческих избрал их местом ужасных грехов и пороков. Авраам со своей стороны, конечно же, не мог не сознавать, что все помыслы Лота приобрели совершенно чуждое направление.
Мудрость – всегда лучший советник. Дарованная Богом она никогда не совершает ошибок. Именно она подсказала Аврааму единственно верное решение: «Да не будет раздора между мною и тобою!.. Не вся ли земля пред тобою?» Мудрость никогда не считает себя ущемленной в своих бесспорных правах, предлагая сопернику право выбора. Дядя представил племяннику полную свободу действий: «…и избрал себе Лот всю окрестность Иорданскую; и двинулся Лот к востоку. И отделились они друг от друга. Авраам стал жить на земле Ханаанской; а Лот стал жить в городах окрестности и раскинул шатры до Содома» (Бытие 13:11,12). Лоту эта земля представлялась вожделенной. Она обильно орошалась водой, а это всегда является залогом плодородия, злачных пажитей и, следовательно, богатства. Но он не мог предвидеть, что эта земля с ее богатством окажется в итоге западней для него и его родных…
Погоня за выгодой всегда лишает человека возможности смотреть на жизнь с правильной точки зрения. Она ослепляет разум, приводит к роковым ошибкам и печальным последствиям. Не угрожает ли то же самое и сегодняшним христианам? Не забудем, что истинно верующему человеку, находящемуся в живой и истинной связи с Богом, следует прежде всего искать «Царствия Божия и правды его».
Возможно, в самом начале своего переселения в долины Иорданские Лот совсем не помышлял о том, что ему однажды придется перебраться непосредственно уже в Содом. Наверняка он смог сразу же заметить, что содомские жители были злы и весьма грешны. Данное обстоятельство могло вначале и пугать его, но человек в своей основе состоит из противоречий. И если его сердце не находится под водительством Духа Божьего, то он окончательно запутывается в этих своих противоречиях. Грех, нечестие, порок – всегда опасные соседи. А всем известно, что худые сообщества развращают добрые нравы. И как следствие, совершенно незаметно для человека они вскоре превращаются в повелителей и тиранов, подвергая души мучениям и унижениям. Но в состоянии ли об этом думать человек, обольщенный греховными желаниями? Они всегда опустошают душу и ослепляют разум. Любое искушение всегда сильнее человека. Пусть никто не обманывается в этом. Вначале грех только манит к себе, но в итоге порабощает человека. И ему самому никогда не освободиться из-под власти греха.
Авраам, конечно же, скорбел о таком решении Лота и рассматривал его поведение как очевидное падение. Истинная любовь не может закрывать глаза на проступки даже самых близких людей. Проверим, такова ли наша любовь к нашим родным и близким? Когда душа окончательно запутывается в сетях обольщения, искуситель стремиться не только унизить и надругаться над ней, но и в конечном счете погубить ее.
Настал день, когда соседние цари пошли войной против Содома. «Победители взяли все имущество Содома и Гоморры и весь запас их и ушли. И взяли Лота, племянника Аврамова, жившего в Содоме, и имущество его и ушли. И пришел один из уцелевших и известил Аврама Еврея, жившего тогда у дубравы Мамре, Аморреянина, брата Эшколу и брата Анеру, которые были союзники Аврамовы» (Бытие 14:11-13). Теперь Лота ожидала в лучшем случае участь раба, а в худшем – смерть. Услышав о случившемся, Авраам, вооружив своих слуг, поспешил ему на помощь. И Бог даровал Аврааму Свое великое благословение. Он освободил Лота из плена и возвратил ему все отнятое врагами имущество. Можно было ожидать, что уж теперь Лот станет новым человеком. Что он, наученный горьким опытом, примет теперь разумное и единственно верное решение навсегда покинуть Содом и никогда не расставаться с Авраамом, всегда, как и он, пребывая в общении с Богом. Но… к удивлению и великому сожалению, Лот снова возвращается в Содом, потому что он остался его пленником. Посмотрим, а как повел себя Авраам, когда освобожденный им из плена царь Содомский предложил ему взять имение. «И сказал царь Содомский Авраму: отдай мне людей, а имение возьми себе. Но Аврам сказал царю Содомскому: поднимаю руку мою к Господу Богу Всевышнему, Владыке неба и земли, что даже нитки и ремня от обуви не возьму из всего твоего, чтобы ты не сказал: я обогатил Авраама…» (Бытие 14:21-23).
Нередко бывает именно так, что даже суровые уроки жизни не приносят пользы человеку. Он не делает правильных выводов из пережитого и не всегда бывает в состоянии понять ужас собственного положения. И как ни странно, люди даже привыкают к унижению их человеческого достоинства, которому подвергают их грехи и пороки. Что влекло Лота в этот развращенный город? Едва ли сам Лот мог бы ответить на этот вопрос; похоже, что он бессознательно повиновался злой силе, которая влекла его обратно в Содом. Грех превращает человека в слабое и безвольное существо, лишенное всякой силы сопротивляться и бороться. Лот избрал опасное соседство с грехом. Удивляет только, как он не осквернил себя содомскими грехами и пороками? Скорее всего, просто благодать Божья постоянно пребывала с ним, охраняя его от участия в общем осквернении. И в этом была заслуга Авраама, потому что праведный дядя непрестанно молился о том, чтобы Господь сохранил Лота от падения. В противном случае, последний не смог бы уберечься от греха. Пусть никто не обманывается: собственными силами никто из нас не устоит в истине и благочестии. Господь даровал Лоту Свою великую милость и вывел его из обреченного на погибель города. Благодать всегда помогает немощному и слабому человеку, уберегая его от греха и погибели. И эта милость была так велика, что распространилась и на всех домашних.
Возможно, что Лот старался сказать что-то своим близким о Божьем спасении. Но его слова были не убедительны, потому что были напрочь лишены внутренней силы и огня, способного зажечь слушающих. И не удивительно, что и содомляне пренебрежительно относились как к нему самому, так и к его свидетельству, говоря: «Вот пришелец хочет учить нас». Лот так жил «с людьми неистово развратными», что совершенно потерял силу влияния как человек Божий. С каждым прожитым в Содоме днем Лот все более привыкал к тому, что творилось вокруг, хотя «утомившись обращением между людьми неистово развратными, он ежедневно мучился в праведной душе своей» (2 Петра 2:7-8), но уже не обличал делающих зло.
Священное Писание свидетельствует нам, что когда ангелы Божии торопили Лота, чтобы он как можно быстрее оставил Содом, то он медлил! Какая печальная картина, когда верующие, остывши духовно, продолжают беспечно оставаться в прежнем состоянии, тогда как должны, оставив все неугодное Господу, повиноваться Его зову. Нередко и в наше время можно видеть христиан, которые сами некогда призывали других следовать за Христом, а теперь медлят полностью отдаться Ему и тем самым служат соблазном для окружающих. Лот медлил, находясь там, где ему вообще не следовало быть. Ведь Господь не посылал его в Содом. Он сам пошел туда, побуждаемый собственными плотскими желаниями. Жизненный опыт учит, что если верующий начинает духовно опускаться, избрав вопреки воле Божией свой собственный путь, то ему бывает очень трудно вновь возвратиться на путь истины. Такой христианин продолжает пребывать в состоянии самообмана, уверяя себя и окружающих, что у него все в порядке и он на верном пути.
Лот медлил, будучи там, где он потерял фактически все. В его распоряжении оставалась всего одна ночь для принятия важного решения. И хотя ему было уже открыто, что тщеславные надежды неизбежно приводят к смерти, он так и не пришел к желанным выводам. Просто оказался не способным на это. И в результате медлил там, где спасения уже не было. А не так ли обстоит сегодня дело со многими из верующих, которые так и не отдались полностью Господу, чтобы доверяться Ему во всем? Для них уже и истинный свет померк, и руководствуются они уже давно только собственным разумом, а для многих из них грех стал второй природой, так что жить без него они уже не в состоянии.
Лот уже окончательно потерял возможность правильно оценивать происходящее и достойно определять значение милостивого предупреждения, которое исходило от Господа. Несмотря на то что ангелы, казалось, открыли ему глаза на происходящее, Лот все еще не мог видеть вещи в их подлинном свете. Так велика была духовная слепота. Но велика была к нему и милость Божья: «И как он медлил, то мужи те, по милости к нему Господней, взяли за руку его и жену его, и двух дочерей его и вывели его и поставили его вне города» (Бытие 19:16). Когда духовный паралич лишает человека возможности сделать решительный шаг, чтобы избежать гибели, благодать Господа часто нисходит к нему.
Господь повелел Лоту и его семье не останавливаться, не оглядываться и спасаться на гору. Но путь на гору оказался слишком труден для души, потерявшей силу. Нередко бывает так, что разные греховные увлечения молодости опустошают душу человека настолько, что в старости он оказывается совершенно бессильным. Отсюда и отчаянный вопль Лота: «Не могу спасаться на гору!» Какое печальное состояние! Но Господь по Своей великой любви и милости и на этот раз снизошел к Лоту ради его спасения: «И сказал ему: вот, в угодность тебе Я сделаю и это: не ниспровергну города, о котором ты говоришь; поспешай, спасайся туда, ибо Я не могу сделать дела, доколе ты не придешь туда. Потому и назван город сей: Сигор» (Бытие 19:21,22). Обращение к Богу в состоянии полного бессилия часто является причиной нового проявления милости Божьей к человеку. А между тем мы способны часто обманывать самих себя и других, уверяя, что всякое излияние милостей Божьих – это не что иное, как свидетельство особого благоволения к нам со стороны Господа, как неоспоримое доказательство нашей духовности и праведности. Нам трудно бывает подчас признаться, что причиной милостей Божьих является наша крайняя немощь. Господь явил Лоту Свою милость, хотя тот и не был ее достоин.
Лот пришел в Сигор. Путь спасения, который предлагает Господь, всегда приносит человеку обильные благословения. Но это всегда трудный путь. В Евангелии он назван узким, а врата – тесными. Закон духовной жизни таков, что духовные ценности никогда не приобретаются легко. Они требуют больших усилий, жертв и упорной борьбы. Не случайно этот путь вызывает у многих людей страх. Из-за чего им и хочется изменить его и кое-кто даже осмеливается предлагать Богу собственный план спасения. Но из этого в конечном счете ничего хорошего не выходит. Находясь в состоянии крайнего бессилия, страшась предстоящих трудностей на пути, Лот сознательно избрал Сигор, несмотря на повеление Божье: «Спасайся на гору». Потому что на вершине горы нас ожидает полнота Божьих благословений. Свежий и чистый воздух близости Господа очищает нашу внутреннюю сущность от всякой скверны. С высоты горы для нас открываются безбрежные горизонты вечности. В Сигоре же, как и Лота, нас ожидают только разочарование и скорбь.
Жена Лота была почти спасена – и все же погибла. Находилась на пути спасения, а в итоге лишилась его. В испорченном грехом характере человека имеется нечто, что заставляет его практически всегда противиться воле Божьей. Трагично то, что люди сами добровольно исключают себя из наследников вечной жизни. Благодать Господа очень велика и огромное желание и стремление спасать людей во всякое время, даже в самый последний момент их жизни, не уменьшается ни на мгновение. Но как много тех, кто так безрассудно пренебрегает своим спасением. Господь не может спасти тех, кто не хочет принять этот бесценный дар Благодати Божьей.
Жена Лота вместе с мужем и двумя дочерьми уже шла путем спасения. Казалось, что смертельная опасность уже миновала. Но оглядывание назад как раз и свидетельствует о том, что сердце человека все еще привязано к прежнему образу жизни. И если богобоязненная жена, молящаяся, постоянно читающая Слово Божье, посещающая молитвенные собрания, еще бывает в состоянии сохранять свою семью в безопасности, то жена, находящаяся в плену своих плотских желаний, станет таким тормозом даже для самого духовного мужа (что там Лот), которому вряд ли достанет сил, чтобы удержать семью на должном духовном уровне. Жена Лота, по всей видимости, весьма неохотно покидала Содом, годами насиженное гнездышко. Вероятно, там ей было хорошо и она предпочла бы остаться в Содоме до конца своих дней, если бы представилась такая возможность. Ее, как и многих других людей, отличала крайняя близорукость в понимании жизненных путей. Плоть никогда не может достичь той красоты и величия, которые принадлежат Богу. Господь терпеливо ожидает, чтобы душа без малейшего сожаления оставила грех. И чем скорее она сделает это, тем будет лучше для нее, иначе грехи и пороки лишат ее всех сил и в конечном итоге погубят ее.
Семья Лота уже некоторое время находилась на пути в Сигор, когда жене очень захотелось узнать «совершил ли Бог Свой суд над Содомом?» Другими словами из Библии: «А подлинно ли сказал Бог?» Результат неверия Богу, Его слову. Так создался роковой конфликт: вера и послушание торопили вперед, а сомнения и непослушание тянули назад. Нежеланный, а потому и утомительный путь всегда предрасполагает к ропоту. Препятствия, встречающиеся на жизненном пути, редко настраивают плотских верующих так, чтобы они могли глубоко и серьезно задуматься над создавшимся положением. Ропот – это явное выражение греховной плоти, открытое недовольство, противление, бунт. Вырваться из этой топи чрезвычайно сложно. Только полное детское доверие Богу способно сохранить нас от этого страшного греха. В сердце жены Лота не было доверия к Богу. Крайне редко сатана сразу же толкает душу в пропасть греха, потому что не хочет напугать ее очевидной гибелью. Чаще всего он старается обмануть душу, подстрекая ее лишь к незначительному отступлению и непослушанию. Дьявол внушает, что не будет ведь особенного греха, если сделать маленькую уступку собственным плотским желаниям. Ведь это не должно причинить большого вреда.
И жена оглянулась. Оглядывание назад – это бесспорное доказательство тяготения к плотской жизни, жизни в грехе. А жизнь в грехе – это верная смерть. Жена Лота оглянулась назад и превратилась в соляной столп. Бог, хорошо знавший ее сущность и ее настроенность, не предоставил ей возможности раскаяться. Потому что сама мысль о покаянии, несомненно, была чужда ей. Все ее существо было пропитано жаждой жить в свое удовольствие, которая не покинула ее даже перед лицом смерти. В этой истории нам может показаться, что Бог поступил с ней слишком жестко. В конце концов она же не собиралась возвращаться обратно в Содом, а всего лишь только оглянулась. На самом же деле оглядывание было вызовом Богу. Внутренний смысл всякого озирания назад заключается в сожалении о том, что прежняя греховная жизнь становится невозможной. Оглянувшись, жена Лота еще раз подтвердила великую евангельскую истину, произнесенную Христом: «Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (от Матфея 6:21). Сокровище жены Лотовой, как оказалось, осталось в Содоме, поэтому туда же стремилось и ее нераскаявшееся сердце.
«Вспоминайте жену Лотову»,– говорит со страниц Евангелия Иисус Христос. К великому сожалению, многие христиане, выходящие из Содома, т.е. из греховного мира, совершают ту же роковую ошибку. Эта же часть постигла и Димаса, начавшего, казалось бы, хорошо, но позже, как обнаружилось, возлюбившего нынешний век. Всего только один взгляд. И такой страшный конец. Суть дела заключается в том, что фактически нет маленьких грехов, потому что всякий грех – есть противление Богу. Вражда с Ним. Ни в коем случае, и сохрани нас от этого Господь, не станем уверять себя, будто бы нет никакой опасности в том, если мы посмотрим на грех только мгновение. Будем всегда помнить, что в этом запретном взгляде всегда заключен яд смерти. Ева в Эдемском саду тому наглядный пример.
Христос на Голгофском кресте распростер Свои любящие руки, чтобы привлечь к Себе всех, с верой взирающих на Него, и чтобы враг душ человеческих уже никогда и никого не смог похитить из Его объятий. У жены Лотовой были большие преимущества: она долгое время находилась в родственных отношениях с богобоязненным Авраамом, ей содействовали и помогали ангелы Божии, она уже шла путем спасения и все же погибла. Если совесть наша говорит нам о тайных наших грехах или даже об одном грехе, а мы стараемся не обращать на это внимания и заглушить ее... Если мы чувствуем себя виновными пред Богом, нуждающимися в покаянии и прощении, но не желаем раскаяться, то это – смертельная опасность. Потому что, как нам сегодня говорит Слово Божье, «время начаться суду с дома Божия; если же прежде с нас начнется, то какой конец не покоряющимся Евангелию Божию? И если праведник едва спасается, то нечестивый и грешный где явится? Итак, страждущие по воле Божией да предадут Ему, как верному Создателю, души свои, делая добро» (1-е Петра 4:17-19).
«Обратись и ты к Богу твоему; наблюдай милость и суд и уповай на Бога твоего всегда» (Осия 12:6).
Аминь.
г. Москва, Церковь евангельских христиан «Спасение».
г. Москва, Редакция христианских телерадиопрограмм «Глагол».
Март 1997 год.